Ашот Антинян: И НЕ ДРУГ, И НЕ ВРАГ, А ТАК…

30 ноября 2015 г.
Ашот Антинян: И НЕ ДРУГ, И НЕ ВРАГ, А ТАК…

Еще в самом начале октября попытался проанализировать роль Турции в процессе большого Ближневосточного урегулирования и в частности решения сирийской проблемы. Однако, обращение официального Дамаска к Москве за военной помощью и вовлечение ВКС России в борьбу с террористическими группировками в Сирии в корне поменяли ситуацию.

Тем не менее, Турция так и продолжила следовать своему плану: с одной стороны препятствовать формированию широкой антитеррористической коалиции, дабы свержение Президента Асада в порядке хронологии случилось до сокрушительного удара по ИГИЛ и другим террористическим организациям. Тогда открылись бы реальные возможности подконтрольные вооруженные формирования подносить как часть умеренной оппозиции, поборовшей диктатора Асада со всеми вытекающими дивидендами. С другой стороны Турция вела и ведет выгодный бизнес с террористами по всему спектру открывшихся возможностей – дешевая нефть, оружие, транзит боевиков и беженцев, торговля историческими ценностями, людьми, органами и прочее.

Однако 24 ноября случилось непоправимое, турецкие истребитель над территорией Сирии сбил российский бомбардировщик, якобы вторгшегося в воздушное пространство Турции.

Последующие часы и дни уже прояснили истинную картину: вторжения не было, соответственно Россия произошедшее оценивает как акт военной агрессии по отношению к себе. Еще и катапультировавшегося командира воздушного судна расстреляли с земли подконтрольные Анкаре боевики-туркоманы. Жесткая и решительная реакция России последовала незамедлительно, мир замер в ожидании – неужели казус белли? Сейчас уже ответные шаги официальной Москвы на данном этапе известны. Их пытаются охарактеризовать по разному, от Россия дала слабину до принятые меры слишком жесткие. На самом деле ответ более чем жесткий, при этом прагматичный, взвешенный  и ответственный, включающий много аспектов – военный, экономический, дипломатический и прочее. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что свидетельством тому сильно изменившееся за прошедшие дни риторика Реджепа Эрдогана. Президент Путин обозначил условия, при которых может состояться диалог, а США и Европа, союзники Турции по НАТО, прямо указали на необходимость диалога между Москвой и Анкарой, тем самым дистанцируясь от непродуманной выходки турецкого лидера.

У меня нет сомнения, что такой диалог состоится, что большой войны не будет, что задуманный, а возможно и согласованный со своими покровителями за океаном, план Эрдогана провалился, а позиции Анкары сильно ослабились. Москва ясно дала понять, что инцидент без ответа не останется, но она не воюет ни с НАТО, ни с турецким народом. Были названы конкретные адресаты, ответственные за «удар в спину». Воинственная риторика отдельных политических деятелей, депутатов и экспертов в России не более, чем выплескивание эмоций, которые понять можно, применять – нет. По крайней мере  пока.

Россия уже закрыла небо над Сирией и без ее ведома впредь никто не захочет летать там, Россия заручилась поддержкой как минимум Франции в борьбе с терроризмом, Россия добилась того, что почти 100 километровый отрезок сирийско-турецкой границы в скором времени будет взят под контроль с обеих сторон, перекрыв кислород боевикам. Россия к тому же оставила Эрдогану шанс отвести Турцию из под удара. Думаю не случайно, что санкции по отношению Турции введены, а вот в каком объеме, оставлено на «после Парижа». Здесь нужно понимать, однако, что это шанс из разряда таких, которым нельзя не воспользоваться. Им воспользуется либо сам Эрдоган, либо Турция без Эрдогана. 

Вся эта ситуация таит в себе другую опасность, о которой важно сказать. За последнюю неделю в общественно-политических кругах России часто звучит, дай Бог риторический, но боюсь не совсем так, вопрос: а где наши союзники, и в первую очередь по ОДКБ, почему не слышны их голоса? В ответ на совершенную военную вылазку по отношению России, союзники ограничились лишь отдельными, весма осторожнимы заявлениями, и то не все. Какова их позиция, есть ли она в принципе? Конечно, можно сказать, что затаиться и выжидать  - тоже позиция. Очевидно, что никто от членов ОДКБ не ждет демонстрацию мускулов, особенно Россия, которой, как никому, хорошо известен реальный размер этих мускулов. Но голос то есть у всех. Голос солидарности, сочувствия, осуждения произошедшего на основе международного права. В чем тогда заключается союзничество, только в том, что Россия нас защитит в нужный момент? Бог с ней, с порядочностью, опасный прецедент создается, что можно умалчивать и не замечать проблемы союзников. Или замечать исходя из целесообразности. По вопросу с Украиной такое молчание,  где то понять можно, при всех коллизиях не чужая страна. А что по Ближневосточной тематике, что с турецким инцидентом. Это никого не касается? Ладно  остальные относительно далеки от эпицентра событий, хотя глобус у нас один, а что Армения? Какова позиция властей Армении в вопросе сирийского урегулирования, где около 80 000 армян проживал? В сложившейся геополитической напряженности в мире, голос России последние почти два года Запад старается по возможности не слышать, аргументы игнорировать, даже самые что ни на есть очевидные. Конъюнктура.  Что мешало Армении попытаться выступить мостом хотя бы в вопросах, непосредственно затрагивающих ее интересы. Пока Запад и региональные державы заигрывали в Сирии с террористами, что предпринимала Армения против угрозы жизни армян в Сирии. Почему нельзя было созвать общеармянскую конференцию, выработать позицию и попытаться донести ее до мировых держав, используя все информационные, лоббистские и другие возможности государства и диаспоры. При этом если даже не произносилось бы слово Россия, по факту получилось бы лоббирование подхода именно России, так как именно видение России доказало свою состоятельность, с чем начинают соглашаться уже даже самые жесткие оппоненты. Ведь все же прекрасно понимают, что именно режим Асада по мере своих возможностей, гарантировало безопасность сирийских армян. Можно же было попытаться достучаться до сильных мира сего, что безопасность армян в Сирии требует уничтожить террористов, а потом заниматься Асадом, если уж это так необходимо. Неужели может быть национальной идеи важнее, чем идея защиты армян во всем мире для народа, которая еще 100 лет назад потеряла полтора миллиона человек?   

Защита Кесаба должна была начата минимум 2 года назад по всему миру, а не в Facebook, когда уже резали армян. С теми же террористами уже два месяца напрямую воюет Россия. С трепетом ждать, пока с ее помощью освободят Алеппо, чтобы ликовать? А действовать? Ведь по Сирии уж точно, бездействие  вызывает больше вопросов, чем действие. Дело же не в масштабах предпринимаемых шагов, а в желании действовать и стать фактором. Россия точно не ждет от Армении бомбардировщиков в Латакии, но хоть лаваш то можно было туда поставлять? Не ерничаю, на центральном российском телеканале  в экспертных кругах на всеуслышание приведен именно этот пример. И это слушают миллионы россиян. Вопрос же в ощущении локтя союзника. Азербайджан сообразил выступить с предложением стать посредником в примирении России с Турцией, мотивы не обсуждаю, сам факт. Почему официальный Ереван  не мог обратиться к Москве с просьбой воздержаться прямого военного ответа, учитывая непосредственную близость и огромную опасность для Армении. На свое усмотрение Москва могла бы игнорировать или использовать такое обращение. В любом раскладе это добавило бы очков Армении. И не только в глазах России. Но у властей Армении видимо другая повестка дня – конституционная реформа, хоть и рядом все горит и пылает.

Каждая страна сама решает, как к ней обращаться. Не стоит жаловаться, что тебе затыкают рот, когда нечего  сказать.

 

Ашот Антинян

Политолог, Москва

30.11.2015










Видео

Новостная программа «Вести недели» в эфире обратилась к теме Майдана и показала последние события Украины, после чего автор программы и гендиректор ИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев провел параллели между Майданом и последними событиями Армении.

На днях в Армении назревало нечто подобное Майдана, но у власти хватило мужества противостоять, да наверное и ума у оппозиции остановиться. Сейчас в Ереване спокойнее — договорились сами: Киселев

Подробности смотрите в видео.






  • Reuters
  • Itar Tass
  • Прайм
  • Neonews.am
  • Gazeta.am

Дизайн и разработка сайта - Massaca

  • Facebook
  • Twitter
  • RSS


* — Поля, обязательные для заполнения